Блог

О заказчиках с точки зрения дизайнера

Как писал Семён Файтен, «художника обидеть может каждый». Дизайнер, конечно, не художник и обидеть его не так легко, но всё же возникают моменты, когда сдают нервы даже у самых стойких представителей этой профессии. При этом, зачастую заказчик может даже не догадываться о том, какую бурю эмоций вызывают в дизайнерской душе некоторые вполне невинные, с его, заказчика, точки зрения, фразы.

А для начала хотелось бы вкратце рассказать о том, кто же такой дизайнер и немного раскрыть корни проблемы «дизайнеров и заказчиков». Хороший дизайнер – это специалист, который сочетает в себе навыки художника, оформителя, психолога, аналитика, маркетолога и копирайтера. Сам по себе веб-дизайн – это в большей степени техническая область, а не творческая, так как дизайнеру в первую очередь нужно продумать навигацию по сайту, размеры всех элементов их функционал и взаимосвязь, а только потом «запаковать» всё это в красивую обёртку. Соответственно над каждой страницей будущего сайта, дизайнером проводится огромная работа, каждый элемент продуман и обоснован. Именно этот факт приводит к тому, что зачастую дизайнер, как медведица – готов до потери пульса защищать любимое детище, независимо от ран и потерь.

Будучи постоянными свидетелями словесных баталий между лагерем Заказчиков и лагерем Дизайнеров, мы решили подготовить ТОП5 по теме «Фразы, которые провоцируют «поломку» дизайнера до конца проекта».


№5 «В ваших макетах я не вижу дизайна»

Для дизайнера эта фраза звучит примерно как «я не вижу атмосферы», но ведь мы же дышим в ней, видим голубое небо из-за эффекта рассеяния света в атмосфере, любуемся облаками. То есть то, что «атмосферы» не видно, совсем не означает, что её нет. Вот и с дизайном точно также. Поэтому вместо данной фразы намного лучше остановиться и как следует подумать, чего же именно по вашему мнению не хватает в этом макете? Может быть вы поймёте, что к примеру шрифт не подходит тематике сайта или фоновая картинка подобрана неудачно. Всё это дизайнер уже воспринимает, как конструктивную критику и старается с ней работать

№4 «Давайте поиграем со шрифтами, возьмём какие-нибудь современные шрифты»

Ещё одна из арсенала фраз-убийц ☺ Давайте, как и в прошлом пункте попробуем найти ей житейскую аналогию. Звучит это примерно как совет дантисту, пломбирующему больной зуб, «а давайте поиграем с насадками на бор-машину…». Тут ситуация практически та же, ведь как вам скажет любой дизайнер: «шрифты – это рабочий инструмент, и с ними нужно не играть, а, использовать по назначению». Ну и, кстати, в самом деле шрифты – это же целая наука. В ней есть своя история, свои семейства и прочие интересности. Да и почти все популярные шрифты возникли не вчера, а несколько десятков, а порой и сотен лет назад. Например, Helvetica, шрифт используемый компанией Apple, был создан в 1957 году. Arial, используемый на страницах поисковой системы Яндекс – в 1982 году. Futura, довольно популярный шрифт, используемый в большинстве интернет-магазинов – в 1927 году. А вот шрифт Roboto, используемый для ОС Android, разработан в 2011 году. Хотя по сути, он относится к семейству шрифтов без засечек нео-гротеска, который берёт начало в 1816 году. Короче чтобы разобраться в этой кухне, нужно обладать немалым опытом. И человек познавший этот дзен само собой будет огорчён до глубины души предложением «поиграться» с такой важной частью его работы.

№3 «Мне всё не нравится, давайте переделаем макет»

С этим пунктом всё просто. Представьте, что вы приходите в кафе и заказываете обед. Вам приносят его. Всё восхитительно, вкусно, но вино подали полусладкое, а вы пьёте только полусухое. Вы подзываете официанта и говорите «мне всё не нравится, принесите мне другой обед». И бедный официант может до бесконечности может бегать и пытаться вам угодить, но угадать в чём именно опростоволосилась кухня сможет только если случайно. А всё потому что здесь, как в математической задаче: чтобы получить иной результат, нужно изменить исходные данные. Да, безусловно в рамках разработки дизайна, может быть «погрешность» в выборе цвета, отдельных элементов, но не всего дизайна. Здесь крайне важно собраться с мыслями и дать как можно более развёрнутое пояснение о том, что вам не понравилось в макете. Ведь дизайнер к сожалению не умеет читать мысли, поэтому чтобы выдать принципиально иной результат ему нужно добавить к «условиям задачи» ваши комментарии.

№2 «Мы с Семён Семёнычем посовещались и решили, что ваши макеты полное уныние нужно переработать»

Тут можно вернуться к нашему дантисту из пункта №3 и сказать, что сосед поглядев на пломбу категорически её раскритиковал и сказал, что какая-то она не такая. Тут у любого адекватного человека сразу возникнет вопрос: кто такой этот ваш сосед и почему дантисту нужно учитывать его мнение? В точности то же происходит и с дизайнерами. Они безусловно не против прислушаться к комментариям маркетолога, разработчика, SEO-аналитика, дизайнера или просто человека, имеющего опыт в разработке сайтов. Но, как правило, наш гипотетический Семён Семёныч не является ни одним из вышеперечисленных специалистов, он просто некто, кто, по мнению дизайнера, влезает в трудовой процесс и уводит его в сторону. При этом любой дизайнер считает, что раз вы обратились к нему, к дизайнеру, значит, вы должны доверять ему как специалисту.

№1 «Нарисуйте так, как у них»

Вот и добрались мы до вершины нашего импровизированного хит-парада. Ну и как всегда небольшая зарисовка. Это требование у меня всегда ассоциируется со случаем, который довелось наблюдать лично, как в одном автосервисе водитель ВАЗ 2108 требовал поставить себе в машину кондиционер. Любые попытки работников сервиса сказать, что с этой машиной данный фокус не выйдет, отвергались автовладельцем на корню. В итоге любитель прохлады так и уехал ни с чем, изрядно потрепав нервы и себе, и окружающим. Вот и дизайнер будет стоять на том, что решения реализованные на другом проекте совершенно не обязательно подойдут вам. Ведь чтобы прийти к выводу, что это решение сработает у вас, нужно как минимум провести анализ целевой аудитории или же какие-то вразумительные маркетинговые исследования. Намного более правильно будет сказать дизайнеру, что хотелось бы соблюсти такую же цветовую гамму, как на каком-то сайте-референсе. Но ведь зачастую приходят просьбы, сделать изображение товара на всю страницу, как на сайте, продающем смартфоны, при том что заказчик продаёт шпингалеты Конечно, в данном примере понятно желание заказчика лицезреть свой товар во всей красе, но дизайнер обязан думать не только о заказчике, но и о будущих пользователях. Именно поэтому он будет до самого конца отговаривать заказчика от этой чудесной задумки.


Итак, прочитав всё, что было написано выше, у вас возникнет вопрос: как же работать с этими невероятными, но очень ранимыми профессионалами? Тут есть два пути. Путь первый: быть максимально конкретным в своих комментариях и определениях. При этом важно не указывать дизайнеру что и как делать, а говорить что и почему вам не нравится или кажется неуместным. В таком случае дизайнер будет работать с причиной, а не со следствием. Второй путь более лёгкий: можно работать со студией. В этом случае осуществлять коммуникацию между вами и дизайнером будет специальный сотрудник под названием «проект-менеджер». Да, это несколько усложняет схему работы, зато сильно упрощает вам жизнь. Проект-менеджер сам выяснит и уточнит всё, что требуется, затем в человеколюбивом виде донесёт эти мысли до дизайнера и проконтролирует выполнение всех правок и пожеланий.


Вместо эпилога

Один мой знакомый дизайнер в пылу спора с клиентом сказал прекрасную фразу, которую я постарался запомнить и привожу её здесь прямой речью: «Поймите, для нас важно ваше мнение и мы уважаем вас как клиента, но на деле, вы не уважаете нас как специалистов, к которым вы обратились. Вам кажется, что вы всё знаете лучше нас, и наши доводы строятся на пустом месте. Поверьте, мы уже долгое время работаем в своей сфере и знаем все тонкости сайтостроения. И, как бы глупо для вас это не звучало, но ваш сайт – это наше лицо. Мы всяческим стараемся сделать готовый продукт так, чтобы потом не пришлось его стыдиться.»

Мне кажется, это лучшая исповедь, которую я слышал ☺
Всем добра и восхитительных проектов!

08.02.2017. Ростислав Сопотов